Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты на публичных слушаниях о рассмотрении проекта решения Совета депутатов о бюджете Раменского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

Контрольно-счетной палатой Раменского городского округа Московской области завершена экспертиза проекта Решения Совета депутатов Раменского городского округа «О бюджете Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о бюджетном процессе в Раменском городском округе Московской области, Положением о Контрольно-счетной палате Раменского городского округа Московской области, Планом работы Контрольно-счетной палаты Раменского городского округа Московской области на 2022 год (пункт 3.4).

Проект решения о бюджете внесен на рассмотрение в Совет депутатов Раменского городского округа распоряжением Администрации Раменского городского округа Московской области от 11.11.2022 №426-р с соблюдением срока, установленного пунктом 5.1.1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Раменский городской округ Московской области.

Проект решения о бюджете с материалами и документами поступил в Контрольно-счетную палату Раменского городского округа Московской области 14.11.2022 (письмо Комитета финансов налоговой политики и казначейства Администрации Раменского городского округа от 11.11.2022 №143-01ИСХ-23024) с соблюдением срока, установленного пунктом 5.5.1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Раменский городской округ Московской области.

Представленный проект бюджета Раменского городского округа Московской области составлен и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с Законом Московской области от 29 апреля 2014 № 42/2014-ОЗ «О сроке, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов и городских округов Московской области» и Закон Московской области от 30 июня 2020 № 129/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О сроке, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов и городских округов Московской области».

Состав документов и материалов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете, соответствует требованиям статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 5.3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Раменский городской округ Московской области. Основные характеристики, состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте бюджета Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, соответствуют статье 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в Раменском городском округе Московской области.

По результатам экспертизы проекта решения о бюджете и анализа документов и материалов, представленных с проектом бюджета, установлено, что в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета Раменского городского округа Московской области основывалось на:

-положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях Российской Федерации на период до 2030 года»,

-основных направлениях бюджетной и налоговой политики Раменского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

-прогнозе социально-экономического развития Раменского городского округа на 2023-2025 годы, утвержденного Постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области от 10.11.2022 № 15592;

-муниципальных программах Раменского городского округа Московской области.

Проект бюджета Раменского городского округа Московской области составлялся в порядке, установленном постановлением администрации Раменского городского округа Московской области от 20.03.2020 №3290 «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета Раменского городского округа Московской области на очередной финансовый год и плановый период», с соблюдением требований, установленных главой 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При составлении проекта бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов применялись коды бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 17 мая 2022 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)» (далее — Приказ Минфина России от 17 мая 2022 № 75н).

Решением Совета депутатов Раменского городского округа от 16.11.2022 №14/1-СД проект решения о бюджете принят к рассмотрению, принято решение об опубликовании проекта решения, установлена дата проведения публичных слушаний по проекту решения о бюджете — 7 декабря 2022 года, что соответствует требованиям, установленным пунктом 5.5.5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Раменский городской округ Московской области.

Проект решения о бюджете 19.11.2022 года опубликован в официальном печатном издании — газете «Родник», что соответствует принципу прозрачности (открытости), установленному статьей 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования Раменский городской округ Московской области, утвержден Постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области от 10.11.2021 №12152, согласно пункта 3.1 и абзацем четвертым пункта 3.2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от  16 сентября 2021 №1569 «Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета». Также в соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Постановления Правительства РФ Постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области от 26.11.2021 №13049 утвержден Порядок внесения изменений в перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования Раменского городского округа.

Отражённые в проекте бюджета доходы отнесены к группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов в соответствии положениями статей 20, 41, 42, 61.2, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Минфина России от 17 мая 2022 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)» (далее по тексту — Приказ от 17 мая 2022 № 75н).

Статьями 61.2, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены нормативы отчислений в бюджеты городских округов. Согласно пояснительной записке к проекту решения о бюджете данные нормативы учтены в прогнозе поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Раменского городского округа Московской области.

Детальный анализ проекта бюджета и Перечня главных администраторов доходов бюджета муниципального образования Раменский городской округ Московской области с закрепленных за ними кодов видов доходов бюджета Раменского городского округа Московской области показал, что расхождений не выявлено.

В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом решения о бюджете представлен Реестр источников доходов бюджета Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Порядок формирования и ведения Реестра источников доходов бюджета Раменского городского округа Московской области утвержден Постановлением Администрации Раменского городского округа от 07.12.2021 № 13532.

В ходе сравнительного анализа Реестра источников доходов бюджета Раменского городского округа Московской области на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов и Перечня главных администраторов доходов бюджета муниципального образования Раменский городской округ Московской области выявлено, что в Перечне главных администраторов доходов не закреплены за главными администраторами планируемые к поступлению в бюджет округа доходы:

Код администратора Код классификации доходов бюджета Наименование кода классификации дохода
906 Администрация Раменского городского округа Московской области


906
1 11 09 044 04 0002 120 Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) (коммерческий найм)
906 2 02 35 082 04 0000 150 Субвенции бюджетам городских округов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений
921 Управление капитального строительства Администрации Раменского городского округа Московской области
921 2 02 27 139 04 0000 150 Субсидии на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности)для занятий физической культурой и спортом

По коду классификации доходов бюджета 202 29 999 04 0001 150 «на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений» дополнить фразой «Прочие субсидии бюджетам городских округов» в графе 10 Реестра источников дохода бюджета Раменского городского округа.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные администраторы доходов бюджета Раменского городского округа Московской области обладают полномочиями по утверждении методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации. В связи с внесенными изменениями в Перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования Раменский городской округ Московской области в представленные методики прогнозирования доходов в бюджет Раменского городского округа Московской области главным администраторам необходимо внести уточнения.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджета Раменского городского округа Московской области осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.

В комплекте документов, представленных одновременно с проектом бюджета представлен предварительный реестр расходных обязательств Раменского городского округа Московской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование и ведение реестра расходных обязательств Раменского городского округа Московской области осуществляется в соответствии с порядком, отвержденным постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области от 30.12.2020 г. № 12332, в электронном виде в подсистеме ГИС РЭБ Московской области.

Проектом бюджета предлагается утвердить ведомственную структуру расходов бюджета Раменского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе ведомственной структуры расходов устанавливается перечень главных распорядителей средств бюджета Раменского городского округа Московской области.

Расходы бюджета, предусмотренные проектом бюджета Раменского городского округа Московской области, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации с соблюдением требований статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 24 мая 2022 г. N 82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» с учетом приказа Минфина России от 17 мая 2022 г. N 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)».

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом бюджета предлагается утвердить Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам Раменского городского округа Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Перечень муниципальных программ Раменского городского округа Московской области, реализация которых начнется с 01 января 2023 года, утвержден постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области от 26.10.2022 № 14964.

Муниципальные программы были разработаны в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных программ Раменского городского округа Московской области, утверждённым постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области от 10.02.2020 №1210.

В целом, объём бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте бюджета на реализацию муниципальных программ, в 2023 году больше запланированного финансирования в паспортах муниципальных программ на 166 259 тыс. рублей. По результатам сравнительного анализа 18 муниципальных программ подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу (в соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Проектом решения о бюджете предлагается утвердить бюджет Раменского городского округа на 2023 год с дефицитом в сумме 500 000 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета Раменского городского округа в 2023 году согласно проекту бюджета предлагается утвердить: 906 01 02 00 00 00 0000 000 «Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации» в сумме 500 000 тыс. рублей

Состав источников финансирования дефицита бюджета Раменского городского округа, предлагаемый к утверждению в Приложении №5 к решению о бюджете, соответствуют требованиям статьи 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В плановом периоде бюджет Раменского городского округа Московской области сформирован сбалансированным.

Комитетом финансов, налоговой политики и казначейства Администрации Раменского городского округа в соответствии со статьей 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления с учетом положений Порядка № 82н (Приказ Комитета финансов от 28.11.2022 № 42 «Об утверждении перечня кодов видов источников финансирования дефицита бюджета Раменского городского округа Московской области»).

В процессе проверки установлено, что в Приложении №5 к проекту бюджета в графе 1 «Код» по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета Раменского городского округа Московской области, полномочия главного администратора по которым закреплены за Администрацией Раменского городского округа (код – 906), ошибочно был указан код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов 924 (Комитета финансов, налоговой политики и казначейства Администрации Раменского городского округа). На момент окончания проверки неточность в Приложении №5 устранена.

Проверка соблюдения принципа полноты отражения источников финансирования дефицита местного бюджета, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означающего, что все источники финансирования дефицита бюджета в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, нарушений не выявила.

Направление расходов средств резервного фонда Администрации Раменского городского округа, указанные в проекте решения, определены в соответствии с частью 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядок расходования средств резервного фонда Администрации Раменского городского округа утвержден постановлением Администрации Раменского городского округа от 31.12.2019 № 2345.

Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда предлагается утвердить решением о бюджете в размере прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в местный бюджет.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования и использования средств дорожного фонда Раменского городского округа Московской области «Объем средств Фонда на очередной финансовый год и плановый период утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета, установленных пунктом 3 Положения о муниципальном дорожном фонде», утвержденном решением Совета депутатов Раменского городского округа от 22.01.2020 № 1/5-СД.

В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в очередном финансовом году.

Согласно оценке ожидаемого исполнения бюджета Раменского городского округа на текущий (2022) финансовый год, представленной в составе документов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете, исполнение по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» за 2022 год планируются на уровне 99,4%.

Учитывая данный факт, Контрольно-счетная палата отмечает, что в текстовой части проекта решения о бюджете (п.9) объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Раменского городского округа Московской области прогнозируемого на уровне объема доходов от акцизов и не учитывает все источники, формирующие Дорожный фонд в соответствии с пунктом 3 Положения о муниципальном дорожном фонде Раменского городского округа.

В ходе проверки обоснованности объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Раменского городского округа на 2023 на плановый период 2024 и 2025 годов установлено нарушение пункта 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации: утверждение объема бюджетных ассигнований муниципального Дорожного фонда Раменского городского округа в проекте бюджета в размере менее прогнозируемого объема доходов местного бюджета, формирующих муниципальный дорожный фонд.

Проект решения Совета депутатов Раменского городского округа «О бюджете Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства. Разработчики проекта учли основные направления послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Раменского городского округа, а также учтены вступающие в силу с 1 января 2023 года изменения и дополнения нормативных актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления.

Состав показателей проекта решения о бюджете Раменского городского округа Московской области соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заключение на проект решения о бюджете Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов было направлено в Совет депутатов Раменского городского округа и Комитет финансов налоговой политики и казначейства, Контрольно-счетная палата Раменского городского округа предлагает при рассмотрении Советом депутатов Раменского городского округа проекта решения о бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов учесть замечания, изложенные в заключении и принять проект решения о бюджете Раменского городского округа Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.