Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты Новицкого К.И. на заседании Совета депутатов Раменского городского округа

  1.  О Контрольно-счетной палате Раменского городского округа

В соответствии со статьей 39 Устава Раменского городского округа Московской области Контрольно-счетная палата Раменского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется решением Совета депутатов Раменского городского округа.

 В соответствии с Законом Московской области от 18.04.2019 года N 58/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района» Раменский муниципальный район был преобразован в Раменский городской округ.

В рамках проводимых преобразований Советом депутатов Раменского городского округа было принято Решение о ликвидации Контрольно-счетной палаты Раменского муниципального район (Решение от30.10.2019 №6/2-СД). Контрольно-счетная палата Раменского городского округа имеет свои учредительные документы, ОГРН, ИНН, КПП и другие, а также новые банковские реквизиты.

30 октября 2019 года образована Контрольно-счетная палата  Раменского городского округа Московской области. Решением Совета депутатов Раменского городского округа от 30.10.2019 года № 6/2-СД утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Раменского городского округа Московской области.

Правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Раменского городского округа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Раменского городского округа осуществляется также законами Московской области.

Контрольно-счетная палата Раменского городского округа осуществляет следующие полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета городского округа;

2) экспертиза проектов бюджета городского округа;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета городского округа, а также средств, получаемых бюджетом городского округа из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета городского округа, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета городского округа и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств городского округа, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в городском округе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения бюджета городского округа, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Совет депутатов Раменского городского округа и главе Раменского городского округа;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Московской области, Положением о Контрольно-счетной палате, Положением о бюджетном процессе и решениями Совета депутатов Раменского городского округа.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой Раменского городского округа в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

В 2019 году заключены Соглашения с Администрациями городских и сельских поселений, в соответствии с бюджетным законодательством о передаче Контрольно-счетной палате Раменского муниципального района  полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, в целях эффективного исполнения бюджета муниципального образования  по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Полномочия осуществляются следующими должностными лицами Контрольно- счетной палаты Раменского  муниципального района в составе:

— Председателя Контрольно-счетной палаты;

— заместителя председателя;

— аудитора;

— инспекторов.

Контрольно-счетной палатой Раменского муниципального района самостоятельно в 2019 году было разработано и применялось 14 стандартов внешнего муниципального финансового контроля и 2 стандарта организации деятельности, а также 3 методических материалов в рамках полномочий муниципальных контрольно-счетных органов.

Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты Раменского городского округа публикуется:

— в муниципальной газете Раменского городского округа «Родник»;

— Портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ;

— ГИС ЕСГФК.

Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Раменского городского округа в данный момент находится в разработке.

  • О контрольной деятельности

В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Раменского городского округа, утвержденным Решением Совета депутатов Раменского городского округа от 30.10.2019 года № 6/2-СД, Планом работы Контрольно-счётной палаты Раменского муниципального района на 2019 год (с изменениями и дополнениями) Контрольно-счетной палатой за 2019 год проведено 14 контрольных мероприятий, в том числе:

— 8 плановых контрольных мероприятий по вопросу эффективности и результативности использования бюджетных средств на следующих объектах:

1. Аудит эффективности использования средств бюджета Раменского муниципального района направленных в 2017-2018 годах на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и иные цели в муниципальных учреждениях образования Подпрограммы II «Общее образование» муниципальной программы «Образование Раменского муниципального района» на 2017-2021 годы»;

2. Проверка эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных в 2017-2018 годах на реализацию мероприятий подпрограммы IV «Организация досуга, предоставление услуг организаций культуры и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры» муниципальной программы «Культура в Раменском муниципальном районе Московской области на 2017-2021 годы» ;

3. Проверка эффективности и законности финансово-хозяйственной деятельности Администрации городского поселения Удельная;

4. Проверка эффективности и законности финансово-хозяйственной деятельности Администрации сельского поселения Никоновское;

5. Проверка эффективности и законности финансово-хозяйственной деятельности Администрации сельского поселения Ульянинское;

6. Проверка эффективности и законности финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Центр диагностики и консультирования «Диалог»»;

7. Проверка эффективности и законности финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Рамспас»;

8. Проверка эффективности и законности финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Содержание и благоустройство»;

— 4 контрольных мероприятия по обращениям граждан, 2 по обращению прокуратуры:

—  в отношении

Из 14 контрольных мероприятий 8 контрольных мероприятий были проведены с использованием аудита в сфере закупок.

Объем проверенных средств (нарастающим итогом) по состоянию на дату 01.01.2020 года составляет 2 079 980 тыс. рублей, что составляет более 20% от объема расходов бюджета Раменского городского округа (уточненный план расходов на 01.01.2020 года-       тыс.руб.)

Объем финансовых нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий и экспертно-аналитических мероприятий (нарастающим итогом) по состоянию на дату 01.01.2020 года составляет 27 835,53 тыс. рублей.

Предложено устранить (предотвратить) 23 007,44 тыс. руб., устранено (восстановлено) 10 341,60 тыс. руб. (в том числе по мероприятиям, завершенным в предыдущие годы).

Неэффективное использование бюджетных средств, выявленное в ходе контрольных мероприятий, составляет 641,70 тыс. рублей.

По группам нарушений, с использованием Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего контроля, по состоянию на 01.01.2019 года выявлено следующее:

— нарушения при формировании и исполнении бюджетов составили сумму в размере 13 450,53тыс.руб. (43 случая по контрольным мероприятиям и по экспертно-аналитическим мероприятиям);

—  нарушений при формировании и исполнении бюджетов в виде нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1 445,66 тыс.руб.;

-нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности составили сумму в общем размере 99,69 тыс.руб. (16 случаев);

— нарушения законодательства в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью в размере 46,10 тыс.руб. (9 случаев);

— нарушения при осуществлении муниципальных закупок в размере 12 261,41 тыс.руб. (44 случаев).

По вышеназванным контрольным мероприятиям выявлены нарушения действующего законодательства.

Контрольно-счетной палатой Раменского городского округа вынесено 15 представлений и 8 предписаний по состоянию на 01.01.2020 года. Выявленные нарушения устранены.

По итогам контрольных мероприятий выносились рекомендации в рамках рассматриваемых направлений с учетом требований действующего законодательства, в отдельных случаях были направлены информационные письма.

  • Об экспертно-аналитической деятельности

В 2020 году экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты Раменского городского округа осуществлялась на основе Бюджетного кодекса РФ, действующего федерального законодательства и законодательства Московской области, с учетом Плана работы Контрольно-счетной палаты Раменского муниципального района на 2019 год.

Проведено 33 экспертно-аналитических мероприятия и 1экспертиза, включающих в себя:

— внешнюю проверку отчетов об исполнении бюджета, годовой отчетности за 2018 год- 27 мероприятий (выявлены в отдельных случаях нарушения сроков, предусмотренных Бюджетным кодексом, и нарушение порядка реализации муниципальных программ);

6 мониторингов о ходе исполнения бюджета муниципального образования.

Так же подготовлено 1 экспертное заключение на проект решения Совета депутатов (Заключение на проект Решения  Совета  депутатов  Раменского городского округа «О бюджете Раменского городского округа Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).

По итогам экспертно-аналитических мероприятий выносились рекомендации в рамках рассматриваемых направлений с учетом требований действующего законодательства.

Все экспертно-аналитические мероприятия проводились в рамках установленных стандартов внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) и методических материалов.

По итогам экспертно-аналитических мероприятий выявлены 6 случаев нарушений на сумму 1 977,80 тыс.рублей по группе нарушений 1 Классификатора нарушений (при формировании и исполнении бюджета), и 12 случаев нарушений по группе нарушений 2 Классификатора нарушений (нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности). Должностное лицо, допустившее нарушение привлечено к административной ответственности в виде штрафа по статье 15.15.6. КоАП РФ (нарушение предоставления бюджетной отчетности и иных сведений, необходимых для рассмотрения исполнения бюджета).

4. Работа с обращениями граждан и юридических лиц

Контрольно-счетной палатой Раменского городского округа постоянно проводится работа с обращениями граждан и юридических лиц.

В совокупности от граждан и юридических лиц (включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные, надзорные органы и т.п.), в том числе в рамках исполнения полномочий поступило 4 обращения за 2019 год, и были направлены ответы заявителям на  обращения.

5. Взаимодействие

Контрольно-счетная палата Раменского городского округа осуществляет тесное взаимодействие с КСП МО.

— состоит в Совете контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Московской области;

— является членом Комиссии по методологии при Совете контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Московской области;

 — принимает участие в заседаниях Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Московской области и в работе комиссий Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Московской области;

— принимает участие в контрольных мероприятиях совместно или параллельно с Контрольно-счетной палатой Московской области;

— принимает участие в обучающих семинарах и рабочих совещаниях с муниципальными контрольно-счетными органами.

6. Административная практика

В Контрольно-счетной палате Раменского городского округа Московской области за 2019 год по итогам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составлено 13 протоколов и мировыми судьями рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях по отдельным статьям КоАП РФ, общая сумма штрафов составила 185,31 тыс.руб.

— по статье 15.11 (нарушение требований бухгалтерского учета)

— по статье 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств)

— по статье 15.15.5, (нарушение условий предоставления субсидий)

— по статье 15.15.6 (нарушение предоставления бюджетной отчетности и иных сведений, необходимых для рассмотрения исполнения бюджета)

— по статье 15.15.7 (нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет)

— по статье 15.15.10 (нарушение порядка принятия бюджетных обязательств)

— по статье 15.15.15

8. Выводы о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2019 год

Частыми нарушениями и недостатками, выявляемыми в 2019 году по итогам контрольной деятельности и экспертно-аналитической деятельности являются:

— нарушение требований бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

— недостатки в оформлении бухгалтерских документов;

— нарушения порядка принятия бюджетных обязательств;

— нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет;

— несоответствие (отсутствие) документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета, требованиям законодательства;

—  неправильное начисление заработной платы;

— нарушение порядка формирования муниципального задания;

— нарушение условий предоставления субсидий;

— нарушение порядка учета и ведения реестра государственного (муниципального имущества);

— несоблюдение требования государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимые вещи;

— нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе;

— нарушение сроков оплаты по контракту;

— неприменение мер ответственности по контракту (договору);

— несоблюдение требований к содержанию документации о закупке;

— нарушение сроков опубликования информации в реестре контрактов;

— не ведутся и не публикуются отчеты об исполнении контрактов;

— нарушаются отдельные нормы трудового законодательства;

— нарушается принцип эффективности использования бюджетных средств.

— в отдельных случаях имеет место нарушение сроков, предусмотренных Бюджетным кодексом (например, нарушение срока предоставления для внешней проверки в контрольно-счетный орган годового отчета об исполнении бюджета);

— нарушение порядка принятия решений о разработке государственных (муниципальных) программ;

— технические и арифметические ошибки.

Контрольно-счетная палата является участником пилотного проекта (1 из 10 КСО Московской области) по вопросам работы муниципальных КСО Московской области в блоке планирования, исполнения и контроля ВИС КСП Московской области. КСП Раменского городского округа МО регулярно принимала участие в видеоконференциях КСП МО. Задачи, поставленные КСП МО участникам пилотного проекта, Контрольно-счетной палатой выполнены.

Достигнуты результаты в административной практике, увеличилось число составленных и рассмотренных в судебном порядке протоколов об административных правонарушениях.